[ | Tags | | | Дальний Восток, Хабаровск, история | ] |
Продолжаем прогулку по улице Советской. Первая часть альбома завершилась на перекрестке с Запарина.
Еще один взгляд назад, в сторону Амура. Слева вверх к Серышева уходит улица Запарина. На этом участке она не слишком интересна: застройка относительно безлика и совсем не стара.
Зато перспектива этой улицы по другую сторону Советской, в северном направлении, уже куда более любопытна, хотя и вовсе не живописна. Постепенно исчезающий частный сектор и разбитая дорога соседствуют с возводимыми новостройками. Если бы не наступивший экономический кризис, вероятно, в течение трех–пяти лет этот привлекательный своей близостью к центру и отсутствием (по крайней мере пока) привычного шума большого города район оказался бы сплошь застроен современными башнями. Впрочем, так или иначе это произойдет, пусть и чуть позднее.
Уже показанные мною в первой части альбома башни жилого комплекса «Казачья гора». В обрамлении строительного мусора на переднем плане они смотрятся откровенно мрачно, совсем не так, как с набережной.
Коль уж я взялся останавливаться практически на каждом доме этой в общем-то не очень длинной улицы (пройти ее всю можно буквально минут за двадцать), продолжу эту традицию. Сначала прогуляюсь вдоль нечетной стороны квартала.
Сейчас в этом симпатичном здании постройки, вероятно, первой трети XX века, находится цех по ремонту инженерных сооружений МУП «Тепловые сети». Вероятно, его изначально предназначали под мелкий промышленный объект. Как я уже рассказывал в первой части альбома, в начале улицы Советской еще до начала Гражданской войны была довольно высокая концентрация разношерстных предприятий.
Унылые «бутылочные» непрозрачные стекла, несомненно, являются наследием уже советской эпохи. Полагаю, работать в помещениях с такими окнами не слишком приятно…
К зданию прилегает дворик, вероятно, также принадлежащий «Тепловым сетям».
По правую руку от забора перпендикулярно улице стоит двухэтажный деревянный барак. Cудя по видимому отсутствию поблизости характерного сооружения, он может быть оборудован всеми основными коммунальными удобствами. Не исключено, что данное здание вообще еще довоенное, но едва ли заметно старше того.
За открытым двором рельеф опускается, вероятно, к былому руслу речки Лесопилки. Ближний склон застроен гаражами, дальний занимают так называемый частный сектор и стройки.
Чуть дальше по ходу движения вниз также уходят ряды гаражей, какой-то автосервис.
Затем по нечетной стороне тянется целый ряд деревянных домиков на одну семью с небольшими прилегающими участками. Хотя никаких данных на этот счет у меня нет, уверен, что едва ли всем им исполнилось более трех четвертей века. На Советской нет подлинных памятников гражданской деревянной архитектуры. По большому счету их в Хабаровске сохранилось очень немного. Но даже эти домишки – отличный повод поднять тему деревянного зодчества, которую в аспекте Хабаровска я незаслуженно игнорировал. Это особенно непростительно, если учесть наличие у меня в качестве источника замечательной книги Николая Крадина «Старый Хабаровск. Портрет города в дереве и камне».
Вообще деревянное зодчество – это едва ли не самая хрупкая часть архитектурного наследия. Любой более или менее исторический город, будь то Москва, Чита или Хабаровск, хранит в своей летописи крупицы «деревянной памяти». Вплоть до конца XVII века деревянные постройки в России возводились обычно с помощью топора, и лишь с повсеместным употреблением пилы стали возможны более разнообразная обработка дерева и изготовление досок. Хотя древнерусские плотники знали пилу еще в X—XI веках, использовали они ее крайне редко, употребляя в столярном деле или в изготовлении мелких деталей. Это обстоятельство объясняется тем, что, как показывала практика, обработанные с помощью топора бревна, доски и плахи меньше подвергались гниению, чем пиленые.
Хабаровск начинался с деревянного сельского поселения, по сути деревни, хотя и назывался военным постом. За первые пять лет существования поста Хабаровка было построено 167 зданий различного назначения, и все они были деревянными. Преобладание такого типа домов продолжалось еще многие годы и десятилетия. Внешний вид Хабаровска продолжал напоминать большую деревню едва ли не до начала XX века. Даже первые каменные здания мало что в этом смысле изменили. В 1919 году в городе насчитывалось более 40 тыс. построек, и в большинстве своем они были деревянными. В этом контексте Хабаровск выделялся на фоне других крупных городов Дальнего Востока – Владивостока и Благовещенска, где доля каменного строительства была выше.
Даже сейчас, если не обращать внимание на задний фон, где нет да нет, а выпячивается многоэтажка, здесь Советскую легко вообразить тихой деревенской улочкой. А между тем до центральных магистралей города отсюда буквально считанные минуты езды на автомобиле… Потому-то я и спешу показать эту улицу такой, какой она была в моем детстве: наверняка такие уголки скоро исчезнут.
К слову: белое здание в перспективе уже знаменует конец Советской, это неплохо иллюстрирует ее протяженность.
Мне показалось, что это самый старый из показанных выше деревянных домов.
Вообще в первые десятилетия после основания города жилые дома возводились преимущественно служащими и военными. Некоторым из них удавалось строить на ссуду, выдаваемую из капитала, отпущенного императором Александром III из собственных средств специально на обустройство домов в Хабаровске.
Интересно, что будущие хозяева обычно строили и отделывали жилье не своими силами, а нанимали для этого артели строителей.
Дерево как строительный материал в России за многие столетия освоили настолько профессионально, что значительная часть мужчин владели плотничьим или столярным ремеслом, особенно проживающие в сельской местности. Для деревенского жителя, свободного в зимнее время от сельскохозяйственных работ, это ремесло становилось промыслом, второй профессией. Собственно, артель плотников обычно и состояла из сельских мастеров-строителей, приходивших в город на заработки. Для многих из них эта работа становилась основным источником дохода.
Лес заготавливали осенью, зимой вывозили его из тайги, весной начиналось строительство. Мастера-плотники, поставив одну избу, тут же принимались за следующую. А в первой уже брались за работу столяры. Они ставили дверные косяки и полотна, настилали полы, устанавливали окна, а часто изготовляли и немудрящую мебель. Последними к делу приступали печники.
Любопытно отметить высокие металлические дымовые трубы у некоторых зданий. Причем выходят они будто не из крыши, а сразу за домом. Можно даже подумать, будто там размещены кочегарки.
В архитектуре и декоративном убранстве деревянных домов Хабаровска можно увидеть самые разные влияния, привнесенные сюда во второй половине XIX века переселенцами из Центральной России и Забайкалья. В путевых очерках «По Азии» исследователь Дальнего Востока П. Краснов писал: «В Хабаровске вы видите петербуржцев, москвичей, орловцев, севастопольцев, одесситов и так далее. » Такая пестрота населения города была характерной не только для чиновников, но и переселенцев. Архитектура, разумеется, отражала их привычки, пристрастия и художественные вкусы.
Среди сохранившихся деревянных построек можно видеть дома, сделанные древним способом — с углами «в обло», но в большинстве домов углы рубятся «в лапу», без остатка. Для стен употреблялись круглые бревна. Декоративное оформление некоторых домов весьма богато, они украшены накладной пропильной резьбой, получившей наибольшее распространение в Хабаровске в конце XIX и начале XX века.
Стремление зажиточных горожан подчеркнуть достаток выражалось в украшении их домов едва ли не чрезмерным объемом причудливой деревянной резьбы.
Артели плотников не только строили дома, но и украшали их. Композиции резных кружев кочевали из одной местности в другую, из деревни в город и наоборот. В Хабаровске, например, одинаковые мотивы резьбы встречаются не только на соседних домах, но и на домах, расположенных в разных районах города. Иногда артели даже продавали готовые наличники, которые хозяева домов устанавливали самостоятельно.
Мастера имели целый набор основных орнаментов резьбы, но в каждом новом доме эти орнаменты варьировались с учетом просьб и вкусов заказчика. Иногда такое подновление диктовалось наличием местных растительных мотивов и узоров. Так было и в Хабаровске. Среди множества разнообразных орнаментов здесь встречаются и довольно распространенные геометрические композиции, составленные из треугольников, зубчиков, ромбиков, кружочков и полукружий, прямых и ломаных линий, пик, крестиков. Геометрические орнаменты, более четкие в своей основе, придавали дому характер строгой, монументальной постройки. Орнаменты с растительными и зооморфными мотивами, наоборот, несли в себе больше пластики, связанной с барочной стилистикой, однако преобладающей была все-таки геометрическая орнаментика, которую мастера постоянно варьировали.
Характерными для пропильной резьбы Хабаровска также являются местные амурские мотивы. К сожалению, такие украшения да и дома в значительной степени утрачены. При случае я постараюсь все же показать немногое уцелевшее хотя бы на старых фотографиях.
Карнизные подзоры часто устраивались в несколько рядов. К этому мастеров подталкивало стремление показать игру света и тени в щедром на солнечные дни Хабаровске. И в самом деле, в яркий солнечный день они производят сильное впечатление своей выразительной пластикой светотени.
Опять вернемся к перекрестку с Запарина и пройдем то же расстояние уже вдоль четной стороны улицы. Здесь деревянные дома не сохранились вовсе.
К улице Запарина торцом прилегает профтехучилище №4. Даже странно, что его не переименовали в колледж в рамках модной нынче тенденции.
То, что на первый взгляд представляется перекрестком, на деле является просто выездом с прилегающей территории. Вдоль Советской вытянулась унылая пятиэтажка с цокольным этажом по всей длине постройки, вероятно, рубежа 60-х и 70-х годов прошлого века. Перпендикулярно ей стоит десятиэтажный жилой дом, если не ошибаюсь, построенный не более двадцати лет назад.
Угол пяти-шестиэтажки украшает привычная «наскальная живопись», из-за чего дом выглядит весьма неряшливо.
Взгляд назад с другой боковой стороны этого дома.
Ко второй десятиэтажке (она ровесница первой) примыкает пристройка, думаю, по первоначальному проекту предназначенная для тех или иных предприятий бытового обслуживания. Чуть виднеющееся красное здание на заднем плане стоит уже на параллельной улице Яшина. Построили его, если ничего не путаю, позже, уже где-то ближе к середине 90-х годов.
Пора опять вернуться на нечетную сторону Советской.
За металлическим забором сейчас расположена платная стоянка. Умиляет висящий слева давно уже потерявший смысл знак «Платные услуги».
Вдалеке видны довольно-таки обширные участки частного сектора, каменные бараки середины прошлого века и очередная жилая башня 90-х годов. Надо отметить, что в районе, заключенном между улицами Советской, Брестской и Некрасова весьма много частных домов с небольшими участками. Часть их них, впрочем, уже продолжительное время стоит в заброшенном виде – на моей памяти процесс их покидания жильцами начался еще 1980-х.
Я так и не смог до конца понять: каменный ли это дом с деревянным крыльцом и надстройкой крыши или же искусно отштукатуренное целиком деревянное здание. Честно говоря, смущает отделка стен, явно тяготеющая к камню.
Чуть в глубине за дворами проходит маленький переулок. Вдоль него стоит здание АТС, построенное, вероятно, во второй половине 1970-х годов.
И уж совсем много у меня вопросов относительно находящихся тут зданий по четной стороне Советской. Впрочем, металлический ангар меня не слишком интересует.
Куда сильнее разжигает любопытство прилегающий к нему каменный дом. Стоит обратить внимание на стены. Неровная, с грубыми зазорами кирпичная кладка производит впечатление сооружавшейся то ли в огромной спешке, то ли из рук вон плохими строителями. Тянущийся снизу ряд выступов наводит на мысль о том, что когда-то нижняя часть здания была обшита гофрированным листом, в зазоры которого залили бетон. Или же это фрагмент искусной отделки какого-то раннего строения.
В начале XX века в этом районе – у пересечения улиц Кладбищенской (ныне Советской) и Семеновской (сейчас Знаменщикова) – располагались части 10-й Восточно-Сибирской стрелково-артиллерийской бригады. В частности, одно из зданий, из числа расположенных чуть выше по Знаменщикова и принадлежащих ныне хабаровскому СИЗО (в городском обиходе его называют просто тюрьмой), относилось раньше к гарнизонной гауптвахте (постройки 1914 года). К сожалению, узнать какие-либо подробности на этот счет я не смог.
Перспектива упомянутой Знаменщикова в направлении к центру города. Слева тянется в прошлом (как сейчас – не знаю) административное здание. Отталкиваясь от стилистики фасада, его легко отнести к 1930-м годам, когда только-только состоялся переход от конструктивизма к неоклассицизму. На самом же деле построено здание было в 1947 году. Помню, на закате советской эпохи трудящиеся окрестных кварталов ходили сюда голосовать за блок коммунистов и беспартийных. 🙂
Башня же выше по улице была сдана совсем недавно.
Через Советскую, напротив здания с неровной кладкой, показанного двумя и тремя снимками выше, стоит двухэтажный каменный особнячок. Возможно, тоже еще дореволюционной постройки. Сейчас в нем расположены отдел внутренних дел Кировского района и отделение управления миграционной службы.
На углу из асфальта торчит старая водопроводная колонка.
Таким тупичком заканчивается улица Знаменщикова (она вообще очень короткая – начинается на площади Серышева, то есть буквально в пяти минутах ходьбы от этого места). За гаражом налево уходит переулочек, вдоль которого и вытянулось уже показанное раньше кирпичное здание АТС.
Продолжаю путь вдоль нечеткой стороны Советской. Слева тянутся покосившиеся заборы и невзрачные домишки.
Местами местность напоминает свалку. Это при том, что через улицу возвышается массивная жилая девятиэтажка, окруженная ухоженными дорожками.
Вот уже практически угол Советской и Джамбула. Слева в глубине виднеется здание лицея информационных технологий (ранее это была просто школа).
Если на перекрестке взглянуть налево, то ощущения деревенской улицы лишь усиливается. Впрочем, бараки вдоль этого участка Джамбула давно предназначены на снос (по мере необходимости, похоже, они просто уничтожаются «случайными» пожарами). Стоит проехать буквально полкилометра – и вновь начнется вполне ухоженный район с приятной глазу застройкой.
Но зачем куда-то ехать, если можно просто повернуть голову? Картина тут же преображается. Впереди виден финальный отрезок Советской. Наткнувшись на светлое здание, улица исчезает. Между тем в начале прошлого века она была длиннее примерна на километр, доходя до современной Станционной улицы.
Дальше я в тот день уже не пошел: замерз да и времени оставалось мало.
Завершает мой рассказ об улице Советской взгляд вправо – вдоль Джамбула в сторону площади Серышева. Здесь видны дома преимущественно застройки 1980-х и 90-х годов.
Как обычно, буду рад уточнениям и дополнениям. 🙂
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На вопросы об одноклассниках мой товарищ отвечал немногословно и ДИПЛОМАТИЧНО умолчал о бывших между ними разногласиях.
Несколькими яркими, КРАСОЧНЫМИ мазками художник изобразил разбежавшуюся по лужайке детвору.
В недавно обнародованном документе это небольшое островное государство угрожало своим соседям разрывом ДИПЛОМАТИЧНЫХ отношений.
Дремучее НЕВЕЖЕСТВО посетителя изумило даже видавших виды опытных сотрудников.
Можно было заметить под мостами мгновенные отблески звезд в тёмной —не то БОЛОТНОЙ, не то то речной— воде.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
все ДИРЕКТОРА гимназий
Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Увидев красный сигнал светофора,
1) водитель затормозил.
2) автомобиль остановился.
3) машина была остановлена.
4) движение на дороге прекратилось.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Лирический герой — один из центральных персонажей романа «Евгений Онегин».
2) На встречу с писателем пришли те, кто любит современный детектив.
3) Одним из художников, воспевших красоту русской глубинки, был Левитан.
4) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества.
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Почти круглый год в западном Средиземноморье дуют ветры, которые усиливают течения и мешают кораблям выйти через пролив в Атлантику.
2) Русское слово слобода произошло от слова свобода, которое встречается во всех славянских языках.
3) Документы, которые потребуются вам для отчёта, вы найдёте у нашего секретаря.
4) «Король лис» Конан Дойла − это рассказ, который передаёт впечатления молодого охотника с расстроенными нервами.
Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
(1)… (2)В её пользу князем было решено отдавать десятую часть своих доходов – десятину, откуда и пошло название этого храма. (3)Вся утварь, необходимая для службы в нём, была привезена из Греции и Корсуни (Херсонеса), внутри церковь, вероятно, была отделана мрамором, яшмой, кафелями, мозаикой и фресками. (4) Первый каменный храм на Руси просуществовал меньше трёхсот лет: при разграблении Киева Батыем церковь, которая стала усыпальницей князя Владимира, была разрушена. (5)Позже, в XVII веке, она была частично восстановлена митрополитом Петром Могилой. (6)… впоследствии эта церковь, пришедшая в ветхость, была срыта, уступив место новой, построенной по проекту архитектора В. Стасова.
Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.
(1) фрегата обычно причисляют к пеликанам, он почти ничем не похож на эту неуклюжую, напоминающую домашнего гуся птицу и существенным образом отличается от прочих океанских птиц. (2)По своему строению фрегат похож на крупного сокола или даже на орла: его нижние конечности оканчиваются не перепончатой утиной лапой, а острыми когтями, что не позволяет фрегату держаться на воде, зато помогает ему смертельной хваткой вцепляться в добычу. (3)Он и в повадках своих очень походит на сокола и орла, поэтому моряки зовут фрегата морским соколом или фрегат орлом. |
Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
(1)… (2)В её пользу князем было решено отдавать десятую часть своих доходов – десятину, откуда и пошло название этого храма. (3)Вся утварь, необходимая для службы в нём, была привезена из Греции и Корсуни (Херсонеса), внутри церковь, вероятно, была отделана мрамором, яшмой, кафелями, мозаикой и фресками. (4) Первый каменный храм на Руси просуществовал меньше трёхсот лет: при разграблении Киева Батыем церковь, которая стала усыпальницей князя Владимира, была разрушена. (5)Позже, в XVII веке, она была частично восстановлена митрополитом Петром Могилой. (6)… впоследствии эта церковь, пришедшая в ветхость, была срыта, уступив место новой, построенной по проекту архитектора В. Стасова.
Укажите верную характеристику ЧЕТВЕРТОГО предложения текста.
(1)… (2)В её пользу князем было решено отдавать десятую часть своих доходов – десятину, откуда и пошло название этого храма. (3)Вся утварь, необходимая для службы в нём, была привезена из Греции и Корсуни (Херсонеса), внутри церковь, вероятно, была отделана мрамором, яшмой, кафелями, мозаикой и фресками. (4) Первый каменный храм на Руси просуществовал меньше трёхсот лет: при разграблении Киева Батыем церковь, которая стала усыпальницей князя Владимира, была разрушена. (5)Позже, в XVII веке, она была частично восстановлена митрополитом Петром Могилой. (6)… впоследствии эта церковь, пришедшая в ветхость, была срыта, уступив место новой, построенной по проекту архитектора В. Стасова.
Укажите предложение, в котором есть притяжательное(-ые) местоимение(-я).
(1)… (2)В её пользу князем было решено отдавать десятую часть своих доходов – десятину, откуда и пошло название этого храма. (3)Вся утварь, необходимая для службы в нём, была привезена из Греции и Корсуни (Херсонеса), внутри церковь, вероятно, была отделана мрамором, яшмой, кафелями, мозаикой и фресками. (4) Первый каменный храм на Руси просуществовал меньше трёхсот лет: при разграблении Киева Батыем церковь, которая стала усыпальницей князя Владимира, была разрушена. (5)Позже, в XVII веке, она была частично восстановлена митрополитом Петром Могилой. (6)… впоследствии эта церковь, пришедшая в ветхость, была срыта, уступив место новой, построенной по проекту архитектора В. Стасова.
Укажите значение слова СЛУЖБА в предложении 3.
(1)… (2)В её пользу князем было решено отдавать десятую часть своих доходов – десятину, откуда и пошло название этого храма. (3)Вся утварь, необходимая для службы в нём, была привезена из Греции и Корсуни (Херсонеса), внутри церковь, вероятно, была отделана мрамором, яшмой, кафелями, мозаикой и фресками. (4) Первый каменный храм на Руси просуществовал меньше трёхсот лет: при разграблении Киева Батыем церковь, которая стала усыпальницей князя Владимира, была разрушена. (5)Позже, в XVII веке, она была частично восстановлена митрополитом Петром Могилой. (6)… впоследствии эта церковь, пришедшая в ветхость, была срыта, уступив место новой, построенной по проекту архитектора В. Стасова.
(3)Вся утварь, необходимая для службы в нём, была привезена из Греции и Корсуни (Херсонеса), внутри церковь, вероятно, была отделана мрамором, яшмой, кафелями, мозаикой и фресками.
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Деревя(1)ый вместительный дом с некраше(2)ым дощатым полом, отштукатуре(3)ый изнутри, прочно стоял на каме(4)ом фундаменте.
Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Это (не)счастье, а горе.
Грачи гуляли в ещё (не)побелевшей ржи.
(Не)продолжительные экспедиции проводились с целью сбора статистических сведений о населении.
В пляс пустились (не)только взрослые, но и дети.
Некоторые гималайские вершины, уступая в своей высоте знаменитой Джомолунгме, (не)взяты альпинистами-любителями до сих пор.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ рождественских каникул наша так называемая детская ТО(ЖЕ) была очень нарядной.
Художник твёрдо решил посвятить себя гравюре, которая ТАК(ЖЕ), как книга, может прийти в любой дом, ЧТО(БЫ) рассказать каждому о мыслях и чувствах мастера, создавшего её.
Я думал, ЧТО(БЫ) я сам стал делать, если б мне (В)ТЕЧЕНИЕ месяца не звонили родители.
От рассказов охотников у меня текли слюнки, а ТАК(ЖЕ) поднималось чувство жалости к самому себе ЗА(ТО), что вот просидишь весь отпуск в засаде, а так и не попробуешь необыкновенной дичи.
(С)НАЧАЛА дерево пускает корни, а потом уже растет (В)ВЕРХ.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Сосед мой явно не был расположен к общению ( ) и разговорам предпочёл сосредоточенное чтение газеты.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы XX века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тучки небесные(1) вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь(2) вы, будто(3) как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кто же (4)вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей(5) клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам (6)страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Выходит лето из весны и в осень позднюю уходит.
2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
3) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.
4) Слушай тишину и тогда осень лесная покажет тебе все свои богатства.
5) Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.
3) Вторая часть сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим веселым огнем.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вскоре Николай был произведён в ротмистры (1) и (2) когда полк был поставлен на военное положение (3) опять получил свой прежний эскадрон (4) в котором его помнили и любили.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Наполеон часто проводил время за книгами в одной из своих резиденций.
2) В каждой резиденции у Наполеона имелась библиотека, составленная из разных книг.
3) Наполеон с детства пристрастился к чтению, заменявшему ему общение со сверстниками, поэтому в каждой резиденции император имел одинаковую библиотеку.
4) Наполеон любил читать одни и те же книги, из которых были составлены все его библиотеки.
(1)Наполеон очень любил читать, что было довольно необычно для военного. (2)В каждой резиденции у него имелась библиотека, составленная из одних и тех же книг, и поэтому император мог продолжать чтение любой книги, переехав с места на место. (3)Он пристрастился к чтению ещё в детстве, в военном училище: отношения со сверстниками у него не сложились, и книги позволяли забыть об одиночестве и житейских неприятностях. |
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Первое знакомство с тополем состоялось летом.
2) Герой рассказа любил сидеть на улице под этим деревом.
3) Тополь всеми силами радовался теплу, солнцу и воле.
4) Герой хотел научиться у тополя любви к жизни и воле.
5) Тополь срубили, так он не давал проникать свету в квартиры дома.
(1)Когда я вошёл в новую пустую квартиру, единственный, кто встретил меня, был старый заснеженный тополь за окном, он остался от деревенской усадьбы, которая была на этом месте, и теперь, заглядывая во второй этаж, будто сказал мне: «Здравствуй», — и от белых прекрасных ветвей его в комнату лился свет, чистый, непорочный, неподкупный. (2)Потом пришла весна, и однажды утром, после тёплого ночного дождя, в окно заглянуло что-то зелёное, дымчатое, неопределённое.
(3)Каждую весну повторяется одно и то же, и каждый раз это как чудо, чудо обновления, и к нему нельзя привыкнуть. (4)Я долго стоял и смотрел и не мог наглядеться. (5)Теперь за окном будто поселился кто-то живой, шумел и вдруг замолкал, а во время ветра тихонько и кротко постукивал в окно.
(6)Он жил всеми своими листьями, тысячами тысяч листьев, подставляя их солнцу, луне, ветру, дождю. (7)Он радовался жизни вовсю, каждую минуту, каждую секунду своего бытия. (8)А я, раздумывая над своей жизнью, хотел бы научиться у него этой постоянной радости на воле под небом.
(9)На его ветви прилетали птицы, они свистели, пели свои короткие городские песенки, может, тополь им рассказывал обо мне, и они заглядывали в окно и ухмылялись.
(10)Какое это было долгое чудесное лето в тот первый год жизни в новой комнате, с живым тополем у самого окна, какие были бесконечные закаты, и светлые ночи, и легкие сны! (11)Лишь иногда мне вдруг снилось, что я почему-то потерял новую комнату и снова живу в старой, тёмной и чадной, с голой электрической лампочкой на длинном шнуре. (12)Но я просыпался, и тополь глядел в комнату с чистыми, свежими стенами, и предрассветный зелёный шум сливался с ощущением счастливого пробуждения. (13)Потом пришла осень, листья пожелтели, и в комнате стало тихо, грустно.
(14)Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды. (15)Постепенно облетали листья с его ветвей, сначала с верхних, потом с нижних. (16)Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая.
(17)И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, чёрный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая чёрная веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему. (18)И, как всегда, вспоминалось детство и думалось: кто ты? (19)В чём смысл жизни? (20)Потом ещё раз была весна, и всё было сначала, и жизнь казалась бесконечной.
(21)Но однажды утром я услышал под окном звук, будто тополь мой визжал. (22)Я бросился к окну. (23)Внизу стояли скреперы и дорожные катки, которые пробивали новую улицу, и рабочий электрической пилой валил стоявший посреди дороги тополь.
(24)И вот сверху я увидел, как дрожь прошла по всему его зелёному телу, он зашатался, мгновение подумал и рухнул на новую улицу, перекрыв её во всю ширину шумящей зелёной обвальной листвой.
(25)И открылась мне краснокирпичная, скучная, голая стена дома на той стороне улицы, и с тех пор я вижу только её и кусочек неба.
(26)Часто вспоминается мне мой тополь. (27)И всё кажется, что он не исчез с земли, а где-то растёт в лесу, на поляне, шумит всеми листьями.
(По Б. Ямпольскому*)
*Борис Самойлович Ямполъский (1912-1972), русский писатель.
Аллитерация (преобладание согласных определённого звучания, создающих соответствующий музыкальный фон) — шипящие звуки — создаёт впечатление шелеста, шёпота, шуршания.
Темнеет, к ночи поднимается вьюга. Кроме зловещих таинственных огоньков в полуверсте, ничего не видно впереди. Хорошо ещё, что морозно и ветер легко сдувает с дороги жёсткий снежок. Но зато он бьёт в лицо, засыпает с шипеньем придорожные дубовые ветки, отрывает и уносит в дыму позёмки их почерневшие, сухие листья, и, глядя на них, чувствуешь себя затерянным в пустынном мире среди вечных северных сумерек.
В поле, вдалеке от проезжих путей, далеко от больших городов и железных дорог, стоит хутор. Далее деревенька, которая когда-то была близ самого хутора, гнездится теперь верстах в пяти-восьми от него. Хутор давным-давно наименовали Лучезаровкой.
Лучезаровка! Шумит, как море, ветер вокруг неё; и на дворе по высоким иссиня-белым сугробам, как по могильным холмам, курится позёмка. Эти сугробы окружены далеко друг от друга разбросанными постройками. Все постройки на старинный лад: длинные и низкие. Фасад дома глядит во дворишко только тремя маленькими-маленькими окошечками. Большая соломенная крыша почернела от времени. Узкая кирпичная труба возвышается над домиком, как длинная шея.
Кажется, что усадьба вымерла: никаких признаков человечьего жилья, ни одного следа на дворе, ни одного звука людской речи! Всё забито снегом, всё спит безжизненным сном под напевы ветра среди зимних равнинных полей. Волки бродят по ночам около дома, приходят из лугов по саду к самому балкону.
Тип речи: описание. При описании в художественном стиле эпитеты необходимы, так как именно они помогают